- Особенности конструкции УШМ Sparky
- Инструмент для ремонта болгарок Спарки
- Механические неисправности болгарок Sparky
- Ремонт редуктора
- Как поменять шестерни в редукторе Sparky
- Как заменить подшипники в редукторе
- Неисправности электрической части болгарки Sparky
- Ремонт цепей управления болгарки Sparky
- Ремонт ротора
- Как заменить подшипники на роторе болгарки Sparky
- Ремонт статора
- Порядок разборки болгарки Спарки
- Выбор смазки и порядок ее нанесения в редуктор болгарки Sparky
- Полезные советы.
- Видео ремонта болгарки Sparky
Российский потребитель отдает предпочтение болгаркам Sparky не только из-за высоких эксплуатационных удобств, но и простоты ремонта болгарки Спарки, выгодного соотношения цены и качества, наличия устройства регулировки частоты оборотов, противовибрационной рукоятки, оригинального защитного кожуха.
Болгарки фирмы Sparky выпускаются трех классов: малые, средние и большие. Класс определяется по габаритам. В малом классе выпускается 15(пятнадцать) моделей, вес которых колеблется от 1,2 кг до 2,4 кг. Средний класс представлен тремя моделями, вес которых лежит в диапазоне 2,5…3,3 кг. В большом классе выпускается 10(десять) моделей, вес которых достигает 6,3 кг. Узнаваемости болгарок Спарки придает яркий внешний вид: фиолетового цвета корпус, ярко-красный или серебристый цвет корпуса редуктора.
Особенности конструкции УШМ Sparky
К особенностям болгарки Sparky относятся:
- Многофункциональный переключатель, в котором предусмотрена функция блокирования самопроизвольного запуска болгарки;
- Корпус выполнен с двойной изоляцией;
- Имеется устройство плавного пуска, настройка и поддержание постоянной частоты оборотов ротора;
- Конструкция щеткодержателя не позволяет задерживаться пыли и заклиниваться угольным щеткам;
- В болгарке используются автоматически выключающиеся угольные щетки;
- Комплектуется антивибрационной рукояткой;
- Применение защитного кожуха с возможностью быстрой установки и снятия;
- Корпус редуктора изготовлен из прочного, легкого магниевого сплава;
- Рациональная система вентиляционных отверстий, улучшающая процесс охлаждения.
Инструмент для ремонта болгарок Спарки
Чтобы качественно выполнить ремонт болгарки Sparky любой модификации, без качественного и нужного инструмента не обойтись. К инструменту не предъявляются, какие-то специальные требования.
Поскольку в болгарке Sparky используются подшипники, для их снятия целесообразно применять съемники. Российский умелец может обходиться и без съемников, но качественного ремонта при этом не выполнить.
Ремонт углошлифовальных машинок Sparky условно делится на ремонт электрической и механической части.
Для ремонта электрической части понадобится тестер. Если у вас есть возможность купить или взять в аренду прибор для определения короткозамкнутых витков, то рекомендуем воспользоваться простым пробником ИК-2. Такой прибор позволяет находить обрыв или короткое замыкание витков без демонтажа электрических частей. Он незаменим при ремонте ротора, статора болгарки.
Подготовьте отвертки различных типоразмеров. Не обойтись без гаечных ключей.
Из вспомогательных материалов понадобится смазка для редукторов и подшипников, ветошь или обтирочный материал, моющая жидкость. В домашних условиях рекомендуется использовать смесь керосина и бензина.
Если вы планируете ремонтировать ротор или статор УШМ, для пропитки обмоток понадобится лак или краска.
Ремонт болгарки своими руками необходимо выполнять на подготовленном, хорошо освещенном рабочем месте.
Механические неисправности болгарок Sparky
Все неисправности в болгарках подразделяются на механические и электрические.
К механическим неисправностям относятся:
- Разрушение редуктора, выход из строя шестеренок;
- Заклинивание или разрушение подшипников;
- Разрушение корпуса редуктора болгарки.
Ремонт редуктора
Редуктор болгарки Sparky представляет собой шестеренчатую пару, заключенную в прочном корпусе. На шпиндель ведомой шестерни крепится различный инструмент, позволяющий выполнять работы с металлом, камнем, деревом.
Чаще всего поломка редуктора связана с выходом из строя одной из шестеренок. У шестерни скалывается или слизывается зуб, разрушается опорный игольчатый подшипник. Кроме того, выходит из строя опорная втулка или игольчатый подшипник.
Конструкция редуктора болгарки Sparky различных моделей несколько отличается в зависимости от мощности.
Ведомая шестерня в редукторах болгарки Sparky крепится двумя способами: напрессовывается или при помощи шпоночного соединения. Шпоночное соединение чаще всего используется в маломощных болгарках Sparky. В качестве шпонки применяется шарик малого диаметра.
Ремонт редуктора болгарки Sparky предусматривает не только замену вышедшей из строя детали, но и смену смазки.
В болгарках мощностью свыше 1000 Вт ведомая шестерня напрессована на вал шпинделя и снимается только при помощи пресса. Но при определенном умении эта процедура может выполняться и без применения пресса. Надо только помнить, осторожность и аккуратность – главные факторы успеха при выполнении данной работы.
Снять ведомую шестерню не составит особого труда. Надо раскрутить винты крепления крышки корпуса, вытащить крышку с вмонтированным подшипником и шпинделем. Вытащить вал шпинделя из подшипника. Если ведомая шестерня крепится при помощи шпонки, то, прежде чем шестерню демонтировать, надо снять стопорное кольцо. В некоторых моделях малой мощности в качестве шпонки используется шарик малого диаметра.
Сняв стопорное кольцо, можно аккуратно демонтировать шпонку и освободить ведомую шестерню. Замена шестерни производится при превышении процента износа зубьев. А это определяется только площадью пятна контакта пары зубьев. Пятно контакта является основной характеристикой работоспособности шестеренчатой пары.
Ведущую шестерню в болгарках Sparky снимать еще проще. На всех болгарках Спарки ведущие шестерни крепятся на валу ротора при помощи шпонки и зажимаются гайкой с правой резьбой.
Для демонтажа ведущей шестерни необходимо извлечь редуктор из корпуса статора. Прежде чем доставать ротор, обязательно вынимайте угольные щетки, препятствующие извлечению ротора. Угольные щетки в болгарке Sparky малой мощности можно достать, сняв крышку корпуса статора. Для этого надо выкрутить винт в торце ручки корпуса и потянуть крышку.
В болгарках Sparky большой мощности угольные щетки можно извлечь, не разбирая ручку.
Как поменять шестерни в редукторе Sparky
Чтобы снять ведущую шестерню, надо освободившийся ротор зажать в исках, предварительно проложив защитную прокладку. Прокладку выбирайте из мягкого материала, чтобы не повредить корпус ротора.
При помощи гаечного ключа S=12 открутите гайку, фиксирующую ведущую шестерню на роторе, вращая ключ против часовой стрелки. Если выкрутить гайку с первого раза не получается, залейте в резьбовое соединение жидкость ВД-40. Дав жидкости воздействовать некоторое время, повторите попытку откручивания фиксирующей гайки. Как правило, это получается.
Когда гайка освобождена, можно вытащить вал ротора из корпуса редуктора. Ведущая шестерня фиксируется на валу ротора при помощи шпонки.
Достаточно снять стопорное кольцо, если оно предусмотрено в конструкции, вытащить шпонку, как шестерня просто снимается с вала ротора.
Запомните золотое правило. Шестерни в редукторе всегда меняются парами.
Кстати, в болгарках Спарки малой и большой мощности предусмотрена возможность зазора между шестерными в редукторе при помощи специальных регулировочных прокладок.
Как заменить подшипники в редукторе
Одна из неисправностей редуктора в болгарке Sparky проявляется в возникновении люфта вала шпинделя. Это может происходить как при выходе из строя подшипника вала, так и опорного игольчатого подшипника. Появление люфта указывает на разрушение игольчатого опорного подшипника в корпусе редуктора. Особую сложность представляет извлечение наружной обоймы игольчатого подшипника из гнезда в корпусе редуктора.
Самый простой способ, при помощи машинного метчика подходящего диаметра и шуруповерта извлечь обойму из корпуса. Зажмите метчик в патроне шуруповерта и попробуйте вкрутить метчик в обойму подшипника. Когда метчик дойдет до дна гнезда, он начнет поднимать обойму.
С вала шпинделя подшипники снимаются при помощи съемника или народными средствами.
В болгарках Sparky малой мощности до 1000 Вт применяется игольчатый подшипник типа НК0709. В некоторых моделях малой мощности применяются меднографитовые втулки.
Вал шпинделя болгарок Sparky до 1000 Вт вращается в подшипнике типа 6300-2RS.
В редукторах болгарок Sparky свыше 1000 Вт используются более мощные подшипники: опорный игольчатый типа НК-1212, подшипник скольжения типа 6206-2RS. Втулки в болгарках большой мощности не используются.
Неисправности электрической части болгарки Sparky
При правильной эксплуатации болгарки Sparky продолжительность безотказной работы может составлять несколько тысяч часов.
Основные правила безотказной работы электроинструмента:
- Своевременная замена угольных щеток;
- Регулярная замена смазки;
- Предотвращение использования инструмента при больших нагрузках;
- Недопущение перегрева инструмента;
- Использование инструмента по назначению.
Ремонт цепей управления болгарки Sparky
Цепи управления болгарок различной мощности имеют свои особенности. В болгарках мощностью менее 1000 Вт используются выключатели АРВ-2114 Defond, электронное устройство для регулирования частоты вращения шпинделя.
Фото схемы цепей управления
Цепи управления болгарок Sparky более 1000 Вт комплектуются выключателями типа КД10, конденсатором, угольными щетками с контактором, входящими в состав щеткодержателя.
Чаще всего болгарки Sparky выходят из строя по электрической части по причине обрыва питающего кабеля. Это происходит в местах входа кабеля в инструмент и вилку.
Вторая причина выхода инструмента по электрической части, износ или поломка угольных щеток. Угольные щетки надо менять, когда длина изношенной щетки не более 5 мм.
Ремонт ротора
Ротор болгарки Спарки выходит из строя по причине перегрузки и перегрева, износе или несвоевременной замене угольных щеток, появлении обрыва или короткого замыкания обмоток, разрушении коллектора или разрушении подшипников, приводящем к затиранию ротора о статор.
Ротор представляет собой сложную деталь, отремонтировать которую без определенных навыков, умения и оснасти непросто. Предпочтительнее купить новый ротор или обратиться в мастерскую, если вы первый раз видите ротор. Если вы хотите отремонтировать ротор болгарки своими руками, обратитесь к материалам, уже размещенным на сайте. Но поломка ротора сопряжена не только с выходом из строя его электрической части. Чаще причиной его выхода становится разрушение или заклинивание подшипников. На роторах болгарок Sparky устанавливается два подшипника. Один со стороны вентилятора, а второй со стороны коллектора.
Как заменить подшипники на роторе болгарки Sparky
На болгарках с мощностью свыше 1000 Вт на ротор устанавливаются следующие подшипники.
Подшипник возле коллектора типа 6000-2ZP63LDS18.
Подшипник со стороны вентилятора типа 6202 ZTNHP63LDS18.
Болгарки мощностью до 1000 Вт комплектуются такими подшипниками.
Подшипник возле коллектора типа 6262ZP6E LDS18 SKF
Подшипник со стороны вентилятора типа 6092ZP63LDS18.
На выход из строя подшипника указывает затруднение его прокрутки, заклинивание, изменение цвета до темного, разрушение обоймы подшипника. Снимаются подшипники при помощи съемников. Операция не представляет особой трудности и может быть выполнена любым пользователем.
Ремонт статора
Конструкция статора в болгарках Sparky ничем не отличается от статоров других болгарок. Ремонт заключается в обнаружении причин поломки и перемотке. Для определения обрыва или короткого замыкания обмоток статора предпочтительнее воспользоваться тестером и индикатором определения короткого замыкания.
Перемотка статора значительно проще ремонта ротора и может быть выполнена в домашних условиях.
Алгоритм ремонта статора простой и не раз приводился на страницах нашего сайта. Чтобы самостоятельно намотать статор, надо не только уметь правильно подсчитать количество витков, их порядок намотки, но и уметь правильно пропитать обмотку лаком.
Порядок разборки болгарки Спарки
Вне зависимости от мощности болгарок семейства Sparky порядок разборки практически одинаковый.
Разборка начинается с демонтажа угольных щеток. Их легко достать, когда вы снимите крышку корпуса или защиту на щеткодержателях.
Все дело в том, что для извлечения ротора из корпуса статора угольные щетки препятствуют извлечению ротора, затирая по ламелям коллектора.
На следующем этапе рассоединяются корпус редуктора и корпус статора. Надо только выкрутить четыре винта, крепящих корпус редуктора и корпус статора.
Для разборки корпуса редуктора надо снять крышку, открутив четыре винта. В крышке редуктора смонтирован узел вала ведомой шестерни. Разборку узла вала ведомой шестерни мы уже рассмотрели.
Электрическую часть разобрать еще проще, поскольку количество деталей в ее составе еще меньше.
Угольные щетки смонтированы в щеткодержателях и зафиксированы специальными прижимными пружинами. Доставая щетки при ремонте, запоминайте места и направления их установки. Щетки изнашиваются неравномерно. И на износ щеток оказывает влияние угол вращения ротора.
Выбор смазки и порядок ее нанесения в редуктор болгарки Sparky
Производители болгарки Sparky рекомендуют для смазки инструмента использовать консистентную смазку Liver T-0-1,00 kg. Но допускается применять и специально разработанные для смазки редукторов болгарок отечественные смазочные материалы. На сегодня выбор смазок для болгарок достаточно широк.
Кроме того, качественную смазку для редуктора болгарки можно изготовить и в домашних условиях.
Надо только взять за основу смазку, которая очень хорошо прилипает к металлическим поверхностям и с трудом отрывается при больших скоростях. По-научному, смазка основы должна иметь повышенную адгезию.
В качестве основы, удовлетворяющей предъявляемым требованиям, лучше всего подойдет смазка для шарнирных соединений автомобилей. Возьмите смазку ШРУС-4 за основу.
В нее добавляйте при помощи шприца смазку ТАД-17 и тщательно перемешивайте до получения консистенции густой сметаны. Мешать смазку лучше при помощи дрели, вооруженной самодельным миксером.
В корпус редуктора следует закладывать столько смазки, сколько помещается в половине объема редуктора.
Смазка накладывается после тщательного удаления старой смазки. Для тщательного и полного удаления старой смазки рекомендуется воспользоваться феном, с помощью которого разогревается старая смазка и легко вытекает из всех труднодоступных полостей
Полезные советы.
- После 700 часов работы проверяйте состояние угольных щеток;
- При любом нагревании корпуса болгарки произведите техническое обслуживание инструмента;
- Лучше чаще менять угольные щетки, чем покупать новую болгарку;
- Следите за состоянием смазки и при ее значительном изменении цвета производите замену;
- Для надежного включения болгарки Sparky малой мощности периодически смазывайте рычаг кнопки включения силиконовой смазкой;
- Прислушивайтесь к звукам редуктора (исправная машинка не издает посторонние громкие звуки);
- Чаще проверяйте зазор между шестернями. При его увеличении используйте специальные регулировочные прокладки. (В конструкции болгарок семейства Sparky их три);
- Не экономьте на смазке или угольных щетках, чем чаще вы будете менять смазку и устанавливать новые щетки, тем дольше будет служить вам;
- Если в конструкции вашей болгарки семейства Sparky в редукторе в качестве опорного подшипника используется меднографитовая втулка, замените ее на игольчатый подшипник соответствующего размера.
Если вы решились приобрести болгарку семейства Sparky, вы получите качественный инструмент, который доставит вам радость при работе, но создаст некоторые проблемы при ремонте
Видео ремонта болгарки Sparky